28 октября – в этот день 69 лет назад в Советском Союзе была сформирована первая эскадрилья, оснащённая вертолётами. Дело было в подмосковном Серпухове. С этого момента, по сути, и началось формирование армейской авиации как отдельного рода войск, на первых этапах которого вертолёты было принято считать исключительно вспомогательной авиационной техникой.
В круг задач вертолётных эскадрилий первого периода входили чаще всего задачи по перевозке грузов. Со временем стали добавляться задачи по осуществлению наблюдения за теми или иными объектами, связи, а также корректировке огня. При этом корректировка огня велась с «прицелом» на то, что висящая в воздухе винтокрылая машина сама являлась мишенью для сил противника, находящегося на земле.
Первая эскадрилья армейской авиации формировалась на основе нескольких вертолётов Г-3 советского авиаконструктора Ивана Братухина, которые несколько позже сменились Ми-1. Причём формирование проходило не без шероховатостей. Обращает на себя внимание тот факт, что вертолёты использовались фактически в испытательном режиме. Первый полёт этой лёгкой винтокрылой машины был совершён всего за месяц до начала формирования эскадрильи в Серпухове. И лишь через 4 года в СССР началось его (Ми-1) серийное производство. Этот разрыв (от момента первого полёта до начала серийного производства) объясняется тем, что роль вертолётов в конце 40-х – начале 50-х годов в Советском Союзе, откровенно говоря, недооценивалась. Для перевозки массивных грузов лёгкие Ми-1 подходили плохо, а точнее – не подходили совсем. Для десантирования, учитывая то, что на его борту помимо лётчика могли находиться лишь два человека, Ми-1 тоже подходил с очень большой натяжкой.
Производители начали форсировать события только после доклада Верховному главнокомандующему о том, что американцы прибегли к использованию вертолетов в войне на Корейском полуострове.
За годы своего существования лётчики армейской авиации на различных винтокрылых машинах выполняли широчайший спектр задач в разных уголках страны и за её пределами. И речь идёт не только о военных операциях. Лётчики армейской авиации нередко задействовались в поисково-спасательных операциях, а также в операциях по обеспечению безопасности в зонах природных и техногенных катастроф. В частности, профессиональный опыт экипажей вертолётов ВВС СССР использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Без жертв, обходилось, к сожалению, не всегда.
Страшные кадры падения вертолёта Ми-8 командира экипажа капитана Владимира Воробьёва на достаивавшийся тогда саркофаг энергблока ЧАЭС 2 октября 1986 года и сегодня мало кого может оставить равнодушным. Полный список погибших в тот роковой день: к-н Владимир Воробьёв, ст.л-т Александр Юнгкинд, ст.л-т Леонид Христич и пр-к Николай Ганжук.
Экипаж вертолёта ранее выполнял миссию в Афганистане, и семьи советских лётчиков считали, что страшнее Афгана для их любимых мужчин и для них самих ничего быть не может. Но судьба распорядилась иначе.
Благодаря мужеству и героизму таких людей, которые фактически ежесекундно рисковали своими жизнями, и удалось локализовать ту страшную катастрофу, отголоски которой раздаются и спустя 30 лет после аварии.
В наши дни армейская авиация задействована в ходе выполнения военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Говоря о выполнении задач, поставленных командованием по оказанию помощи войскам САР, по определению нельзя не вспомнить экипаж вертолёта Ми-25 (экспортный вариант Ми-24). Командир экипажа полковник 51-летний Ряфагать Хабибуллин и 24-летний лейтенант Евгений Долгин совершали облёт сирийского города Пальмира провинции Хомс. Вертолёт нанёс удар по боевикам так называемого «Исламского государства» (запрещено в РФ) и сорвал тем самым их наступление на позиции сирийской армии. По пути на авиабазу вертолёт Ряфагатя Хабибуллина был атакован боевиками с земли и упал в районе, находящемся под контролем сирийских вооружённых сил. Оба лётчика погибли. Именем полковника Р.Хабибуллина названа улица и общеобразовательная школа в родном селе лётчика – Вязовый Гай (Ульяновская область).
Лётчики армейской авиации России участвуют во многочисленных гуманитарных операциях в рамках различных международных миссий, включая миссии ООН в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии.
На вооружении армейской авиации сегодня стоят многочисленные вертолёты различного назначения. Это «рабочая лошадка» армейской авиации Ми-8, крупнейший в мире серийно выпускаемый винтокрылый транспортник Ми-26, ударные Ми-24, Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-50 "Чёрная акула", Ка-52 «Аллигатор». Кроме того, это многоцелевые вертолёты Ка-226, «Ансат-У», многочисленные модификации того же незаменимого Ми-8, включая Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5. Ежегодно в войска в рамках государственной программы перевооружения армии России поступают десятки вертолётов, пополняющих различные части и соединения.
Развитие армейской авиации полностью отвечает интересам России и продолжается полным ходом.
|