14:17 Виртуальная выставка "История самолета ИЛ-2" | |
Лопасть винта самолета ИЛ-2. Экспонат Ракитянского краеведческого музея Со времён Победы в Великой Отечественной войне прошло 75 лет. Залечены раны войны. Стерты с лица земли жестокие разрушения. Но летопись великой войны имеет еще немало нераскрытых страниц. Сегодня мы хотим, чтобы Вы погрузились с нами в далёкий 1978 год, когда в Ракитянском районе работала поисковая группа «РИФ» из г. Воронежа, и рассказать вам о результатах их поиска, который приведет к разгадке одного из эпизодов Великой Отечественной войны. Там, где в грозные годы войны проходил южный выступ Курской дуги, сегодня раскинулся наш районный центр Белгородской области - поселок Ракитное, бывшее старинное село. В поселке, по сей день, жива память о героях-летчиках, сражавшихся летом 1943 года в его небе. Подбитый самолет пилот направил за село, чтобы не принести лишних жертв. Там самолет и упал в пруд за огородами. В далеком сорока третьем… (погружение в прошлое) … Первый день августа 1943 года. Ракитное входило в прифронтовую зону, население отправлено в тыл. На фронтах гремело курское сражение, одно из величайших в Великой Отечественной войне. Советская авиация господствовала в воздухе. Благодаря четкой работе воздушных разведчиков, многое было известно из замыслов врага. Летчики следили за передвижением противника, разгадывая его маневры и хитрости. Воздушная разведка действовала отлично. Где-то во фронтовой зоне, на хорошо замаскированном поле размещался полк, в который входила отдельная разведывательная авиаискадрилья. Летчики столпились вокруг командира, он ставил задачу передислоцироваться в такой-то район. В считанные часы быть на месте, подготовить машины к бою. Первому подняться в воздух экипажу ИЛ-2… День стоял теплый, солнечный. В выси сплошная голубизна, даже притих отдельный гром канонады. Казалось, ничего не предвещало беды, как вдруг самолет пошел резко в гору, огненные трассы прошли ниже. Два «мессера» подкрались незамеченными, зашли из-за солнца и как хищники накинулись на добычу. Летчики ИЛ-2 оказались в очень невыгодном положении при низкой высоте полета. Плотной очередью из пулемета прервал очередную атаку врага стрелок-радист. Все-таки силы были неравными. Вздрогнула машина, умолк стрелок за спиной у летчика. Повалил дым, очевидно, перебило бензопровод, вырвалось пламя. Сбить его противопожарным устройством - так решил пилот. Быстро теряется высота. Навстречу летит земля. На выгоне щиплет траву корова, солдаты расположились под яблонями, обедаю, наблюдают за событиями в воздухе. Плотной цепочкой вытянулись дома. Падать на них нельзя. Последним усилием воли пилот заставляет приподнять горящие плоскости и перевалить через дома, ИЛ-2 падает в воду заводского пруда. Раздается гулкое эхо, шипит вода, далеко расходятся круги. Все затихает. Только сизый дымок медленно, над самой землей ползет по низине… Самолет пролежал в Ракитянском пруду 35 лет, пока однажды о нем не узнали спортсмены любители из Воронежского поискового клуба «РИФ». Инженер воронежского авиационного завода, на котором был построен Ил-2 Ю.А. Беляков, как-то приезжал в командировку на Ракитянский сахарный завод и из разговора узнал, что во время войны упал в пруд самолет. Им оказался Ил-2. Тогда возникло решение поднять его, узнать имена погибших. В мае 1978 года члены разведывательной группы приехали в Ракитное для проверки поступившей информации. Члены поискового отряда "Риф" Анализируя рассказы местных жителей, очевидцев гибели самолета,Местные жители на месте падения самолета. и находки, найденные в результате погружений, были выдвинуты предположения, что это может быть Ил-2. На заседании Совета клуба было принято решение о проведении подводного поиска и были назначены сроки.«Летающий танк», «черная смерть» - так называли фашисты знаменитый советский штурмовик (демонстрация фотографии самолета Ил-2. Самолет ИЛ-2 С бреющего полета он наносил удары по живой силе и технике противника бомбами, огнем из пулеметов и пушек. Это был лучший самолет-штурмовик в практике мирового самолетостроения тех лет. Всего за годы Великой Отечественной войны было построено более 36 тысяч «илов». Летчики-штурмовики совершали беспримерные подвиги, громя врага. Из 2420 летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, 847 воевали на «илах».Две машины, нагруженные снаряжением и оборудованием, и автобус с шестнадцатью членами экспедиции за два часа до рассвета въехали на темные улицы спящего поселка. С восходом солнца все были на месте будущих работ. Их там уже ждали два «разведчика» - Александр Сидоров и Виктор Забровский и житель села ветеран Великой Отечественной войны Савелий Михайлович Качалов. С.М. Качалов прожил долгую и нелегкую жизнь. Много видел хорошего и плохого. Храбро воевал, честно трудился. Из воспоминаний С.М. Качалова: «Какие все-таки они молодцы. Вначале их приехало четверо, как в войну на разведку. Сказали, что из поискового клуба «РИФ», хотят поднять самолет. Грешным делом подумал тогда: баловство, не хватит у них прыти. А хлопцы оказались упорными, стойкими. Несмотря на непогоду (больше двух недель лили дожди), они выполняют благородную работу». Главная цель поиска - подъем самолета и установление имен погибших. Первые находки с самолета 19 июля были начаты работы. Планомерно слой за слоем был снят грунтососом ил, очищая дно. Проходили часы за часами, один за другим сменялись ребята, всплывая с пустыми аппаратами. Каждый докладывал о проделанном. Глубина была небольшая, но полное отсутствие видимости делало поиск чрезвычайно трудным. Каждый участок дна приходилось ощупывать руками. Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2 «…Опускаюсь под воду. Уже в полуметре от поверхности видимость - ноль. На грунте некоторое время привыкаешь к полной темноте. На ощупь перебираю руками выступающие из ила провода, дюраль, куски размоченной фанеры. Наверное, это все-таки Ил-2.» - Эта запись в экспедиционном дневнике сделана на третий день. Две недели размывали грунт. В один из погружений удалось понять, что боевая машина лежит на левом боку, на две трети зарывшись в ил. При ударе об воду самолет развернуло кабиной вниз. Быстро было принято оперативное решение об освобождении от ила вход в кабину стрелка-радиста через фюзеляж.Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2 Тихо было в лагере в вечер того дня, когда подводники нашли пулемет, извлекли из самолета ящик с патронами, останки членов экипажа, их документы. Было поднято большое количество вещей - часы, компас, расческа, портсигар, мундштук, погоны, две пилотки, пистолет ТТ в кобуре, карандаши, блокнот. Личные вещи экипажа, поднятые со дна пруда. Из под обломков извлечены были два парашюта. Изготовленные из натурального шелка, они хорошо сохранились. С каждым погружением было все больше и больше находок. По крупицам поднимали то, что было заботливо уложено перед полетом. Но самое главное, разумеется, были документы.В найденной в самолете летной книжке написано: «Бобель Александр Васильевич, 1913 года рождения, в авиации с 1933 года, с1934 года летает. Прошел переучивание на самолете Ил-2 в феврале 1943 года». Бобель Александр Васильевич После статьи в газете «Правда» от 6 октября 1978 г. «Дорога в бессмертие» (демонстрация газеты) в редакцию начали приходить письма, запросы, телеграммы от родственников, ветеранов, однополчан. И в каждом - желание узнать дополнительные сведения о последних днях жизни летчиков. Вот что писала в одном из интервью дочь А.В. Бобеля Риорита Александровна: «… Когда отец уходил на войну, мне было два с половиной года. Мама получила известие, что отец пропал без вести. И все эти годы хотелось, чтобы что-то прояснилось. Это случилось через 35 лет. Я сама мать. Живу в Братске, стала медицинским работником. Память об отце мне дорога». Риорита Александровна приезжала в п. Ракитное в июле 2017 г. на братскую могилу к отцу, была в краеведческом музее у раздела экспозиции по В.О.В, посвященной летчикам-героям, члена экипажа самолета Ил-2. .
Дочь А.В. Бобеля - Риорита Александровна (справа) В планшете на имя лейтенанта Александра Яковлевича Чиркова Чирков Александр Яковлевич была найдена карта с указанием маршрута полета. Из нее стало ясно, что экипаж принял бой во время полета. По характеру залегания самолета в грунте и свидетельству очевидцев видно, что летчик старался посадить горящую машину. О том, что самолет горел, свидетельствуют капли расплавленного металла, обгорелые куски обшивки, приборов, оплавленные стекла. Саше Чиркову было 22 года.Из правого бомболюка был извлечен планшет, в котором кроме технической документации на самолет оказались личные документы, принадлежащие Тюфякову Александру Агафоновичу – старшему технику-лейтенанту I ранга. Тюфяков Александр Агафонович По найденным документам и письмам вырисовывается личность А.А. Тюфякова – мужественного и опытного воина. Не первый раз, участвуя в боях, он потерял на Курской дуге немало друзей и горел желанием отомстить за них. Об этом говорит найденный в архивных документах рапорт с просьбой командировать его в эскадрилью, действующую на самом опасном направлении. Вот, что он писал в рапорте командованию: «Прошу ходатайствовать об откомандировании в 13 ОРАЭ (особую разведывательную авиационную эскадрилью), так как у меня есть большой опыт и желание летать и непосредственно участвовать в разгроме… Дальше листок оборван. Он был самым старшим в этой тройке - ему исполнилось 33 года (показ фотографии летчика). По-видимому, он основательно готовился к предстоящим боям, знал, что они будут нелегкими. На новый аэродром забрал все необходимое - техническую документацию, запасные части для самолета. Тщательно уложил экземпляры ежедневных армейских газет «Правда» за 24 августа 1943 года, «За честь Родины», датированная 25 августа 1943 года. В них говорилось о большом успехе наших войск - освобождении города Харькова.Уже после войны в архивах был найден протокол партийного собрания в эскадрилье, состоявшегося вскоре после гибели самолета. Из него видно, что боевые товарищи высоко ценили боевую выучку и моральные качества воинов. Вот, что сказал на собрании заместителей командира эскадрильи ст. лейтенант Кузьма Михайлович Маслов: « Погибшие были храбрыми и бесстрашными, горячо любили свою Родину. Эта потеря вызывает жгучую ненависть к врагу. Поклянемся же беспощадно бить фашистов». И еще один интересный факт был установлен по архивным документам. Список потерь 50-го полка за 1943 год подписан Георгием Тимофеевичем Береговым, будущим летчиком-космонавтом. В этом списке названы и фамилии членов экипажа. (фотография) Момента подъема самолета на поверхность ждали не только члены поисковой группы, но и более ста человек местных жителей, собравшиеся в этот час на берегу. Медленно натянулся трос. Корпус шевельнулся, дрогнул, отделился от грунта и, круто задрав нос, вышел к поверхности. У женщин на глазах покатились слезы. Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2 4 августа 1978 года состоялось торжественное захоронение останков трех членов экипажа. У обелиска павшим героям на безымянную тогда еще мраморную плиту легли цветы. Цветы… Много цветов. Люди собрались не только из Ракитного, но и приехали из городов родственники летчиков. Шел дождь. Торжественно и печально звучала музыка, в почетном карауле застыли школьники и солдаты.Перезахоронение останков членов экипажа в братскую могилу п. Ракитное Ясный голос леденит сердце: «Помните, через века, помните о тех, кто уже не придет никогда, помните!... Многие плакали, когда опускали в братскую могилу урну с прахом погибших героев.В результате этой поисковой работы было установлено: 1 сентября 1943 года из перелета не вернулись члены экипажа самолета Ил-2 50-го отдельного разведывательного авиаполка 2-й Воздушной армии: летчик, командир звена лейтенант Бобель Александр Васильевич 1913 г. р.; штурман звена лейтенант Чирков Александр Яковлевич 1922 г.р.; старший техник-лейтенант Тюфяков Александр Агафонович 1910 г.р. В настоящее время материалы экспедиции находятся в Музее Военно-Воздушных Сил России. А восстановленный ко Дню Победы в 1980 году штурмовик Ил-2 установлен как памятник беспримерному подвигу летчиков и авиастроителей во время Великой Отечественной войны на площади Самолетостроителей в г. Воронеже Отреставрированный самолет ИЛ-2 поднятый со дна пруда в с. Ракитное. Проходная Воронежского авиационного завода. Видео подъёма штурмовика ИЛ-2 со дна пруда сахарного завода в с. Ракитное доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=bsYPFsdOjwc | |
|