Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

14:17
Виртуальная выставка "История самолета ИЛ-2"

Лопасть винта самолета ИЛ-2. Экспонат Ракитянского краеведческого музея

Со времён Победы в Великой Отечественной войне прошло 75 лет. Залечены раны войны. Стерты с лица земли жестокие разрушения. Но летопись великой войны имеет еще немало нераскрытых страниц. Сегодня мы хотим, чтобы Вы погрузились с нами в далёкий 1978 год, когда в Ракитянском районе работала поисковая группа «РИФ» из г. Воронежа, и рассказать вам о результатах их поиска, который приведет к разгадке одного из эпизодов Великой Отечественной войны.

Там, где в грозные годы войны проходил южный выступ Курской дуги, сегодня раскинулся наш районный центр Белгородской области - поселок Ракитное, бывшее старинное село. В поселке, по сей день, жива память о героях-летчиках, сражавшихся летом 1943 года в его небе. Подбитый самолет пилот направил за село, чтобы не принести лишних жертв. Там самолет и упал в пруд за огородами.

В далеком сорока третьем… (погружение в прошлое)

… Первый день августа 1943 года. Ракитное входило в прифронтовую зону, население отправлено в тыл. На фронтах гремело курское сражение, одно из величайших в Великой Отечественной войне. Советская авиация господствовала в воздухе. Благодаря четкой работе воздушных разведчиков, многое было известно из замыслов врага. Летчики следили за передвижением противника, разгадывая его маневры и хитрости. Воздушная разведка действовала отлично. Где-то во фронтовой зоне, на хорошо замаскированном поле размещался полк, в который входила отдельная разведывательная авиаискадрилья. Летчики столпились вокруг командира, он ставил задачу передислоцироваться в такой-то район. В считанные часы быть на месте, подготовить машины к бою. Первому подняться в воздух экипажу ИЛ-2…

День стоял теплый, солнечный. В выси сплошная голубизна, даже притих отдельный гром канонады. Казалось, ничего не предвещало беды, как вдруг самолет пошел резко в гору, огненные трассы прошли ниже. Два «мессера» подкрались незамеченными, зашли из-за солнца и как хищники накинулись на добычу. Летчики ИЛ-2 оказались в очень невыгодном положении при низкой высоте полета. Плотной очередью из пулемета прервал очередную атаку врага стрелок-радист. Все-таки силы были неравными. Вздрогнула машина, умолк стрелок за спиной у летчика. Повалил дым, очевидно, перебило бензопровод, вырвалось пламя. Сбить его противопожарным устройством - так решил пилот. Быстро теряется высота. Навстречу летит земля. На выгоне щиплет траву корова, солдаты расположились под яблонями, обедаю, наблюдают за событиями в воздухе. Плотной цепочкой вытянулись дома. Падать на них нельзя. Последним усилием воли пилот заставляет приподнять горящие плоскости и перевалить через дома, ИЛ-2 падает в воду заводского пруда. Раздается гулкое эхо, шипит вода, далеко расходятся круги. Все затихает. Только сизый дымок медленно, над самой землей ползет по низине…

Самолет пролежал в Ракитянском пруду 35 лет, пока однажды о нем не узнали спортсмены любители из Воронежского поискового клуба «РИФ». Инженер воронежского авиационного завода, на котором был построен Ил-2 Ю.А. Беляков, как-то приезжал в командировку на Ракитянский сахарный завод и из разговора узнал, что во время войны упал в пруд самолет. Им оказался Ил-2. Тогда возникло решение поднять его, узнать имена погибших.

В мае 1978 года члены разведывательной группы приехали в Ракитное для проверки поступившей информации.

Члены поискового отряда "Риф"

Анализируя рассказы местных жителей, очевидцев гибели самолета,

Местные жители на месте падения самолета.

и находки, найденные в результате погружений, были выдвинуты предположения, что это может быть Ил-2. На заседании Совета клуба было принято решение о проведении подводного поиска и были назначены сроки.

«Летающий танк», «черная смерть» - так называли фашисты знаменитый советский штурмовик (демонстрация фотографии самолета Ил-2.

Самолет ИЛ-2

С бреющего полета он наносил удары по живой силе и технике противника бомбами, огнем из пулеметов и пушек. Это был лучший самолет-штурмовик в практике мирового самолетостроения тех лет. Всего за годы Великой Отечественной войны было построено более 36 тысяч «илов». Летчики-штурмовики совершали беспримерные подвиги, громя врага. Из 2420 летчиков, удостоенных звания Героя Советского Союза, 847 воевали на «илах».

Две машины, нагруженные снаряжением и оборудованием, и автобус с шестнадцатью членами экспедиции за два часа до рассвета въехали на темные улицы спящего поселка. С восходом солнца все были на месте будущих работ. Их там уже ждали два «разведчика» - Александр Сидоров и Виктор Забровский и житель села ветеран Великой Отечественной войны Савелий Михайлович Качалов. С.М. Качалов прожил долгую и нелегкую жизнь. Много видел хорошего и плохого. Храбро воевал, честно трудился. Из воспоминаний С.М. Качалова: «Какие все-таки они молодцы. Вначале их приехало четверо, как в войну на разведку. Сказали, что из поискового клуба «РИФ», хотят поднять самолет. Грешным делом подумал тогда: баловство, не хватит у них прыти. А хлопцы оказались упорными, стойкими. Несмотря на непогоду (больше двух недель лили дожди), они выполняют благородную работу».

Главная цель поиска - подъем самолета и установление имен погибших.

Первые находки с самолета

19 июля были начаты работы. Планомерно слой за слоем был снят грунтососом ил, очищая дно. Проходили часы за часами, один за другим сменялись ребята, всплывая с пустыми аппаратами. Каждый докладывал о проделанном. Глубина была небольшая, но полное отсутствие видимости делало поиск чрезвычайно трудным. Каждый участок дна приходилось ощупывать руками.

Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2

«…Опускаюсь под воду. Уже в полуметре от поверхности видимость - ноль. На грунте некоторое время привыкаешь к полной темноте. На ощупь перебираю руками выступающие из ила провода, дюраль, куски размоченной фанеры. Наверное, это все-таки Ил-2.» - Эта запись в экспедиционном дневнике сделана на третий день. Две недели размывали грунт. В один из погружений удалось понять, что боевая машина лежит на левом боку, на две трети зарывшись в ил. При ударе об воду самолет развернуло кабиной вниз. Быстро было принято оперативное решение об освобождении от ила вход в кабину стрелка-радиста через фюзеляж.

Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2

Тихо было в лагере в вечер того дня, когда подводники нашли пулемет, извлекли из самолета ящик с патронами, останки членов экипажа, их документы. Было поднято большое количество вещей - часы, компас, расческа, портсигар, мундштук, погоны, две пилотки, пистолет ТТ в кобуре, карандаши, блокнот.

Личные вещи экипажа, поднятые со дна пруда.

Из под обломков извлечены были два парашюта. Изготовленные из натурального шелка, они хорошо сохранились. С каждым погружением было все больше и больше находок. По крупицам поднимали то, что было заботливо уложено перед полетом. Но самое главное, разумеется, были документы.

В найденной в самолете летной книжке написано: «Бобель Александр Васильевич, 1913 года рождения, в авиации с 1933 года, с1934 года летает. Прошел переучивание на самолете Ил-2 в феврале 1943 года».

Бобель Александр Васильевич

После статьи в газете «Правда» от 6 октября 1978 г. «Дорога в бессмертие» (демонстрация газеты) в редакцию начали приходить письма, запросы, телеграммы от родственников, ветеранов, однополчан. И в каждом - желание узнать дополнительные сведения о последних днях жизни летчиков. Вот что писала в одном из интервью дочь А.В. Бобеля Риорита Александровна: «… Когда отец уходил на войну, мне было два с половиной года. Мама получила известие, что отец пропал без вести. И все эти годы хотелось, чтобы что-то прояснилось. Это случилось через 35 лет. Я сама мать. Живу в Братске, стала медицинским работником. Память об отце мне дорога». Риорита Александровна приезжала в п. Ракитное в июле 2017 г. на братскую могилу к отцу, была в краеведческом музее у раздела экспозиции по В.О.В, посвященной летчикам-героям, члена экипажа самолета Ил-2. .

Дочь А.В. Бобеля - Риорита Александровна (справа)

В планшете на имя лейтенанта Александра Яковлевича Чиркова

Чирков Александр Яковлевич

была найдена карта с указанием маршрута полета. Из нее стало ясно, что экипаж принял бой во время полета. По характеру залегания самолета в грунте и свидетельству очевидцев видно, что летчик старался посадить горящую машину. О том, что самолет горел, свидетельствуют капли расплавленного металла, обгорелые куски обшивки, приборов, оплавленные стекла. Саше Чиркову было 22 года.

Из правого бомболюка был извлечен планшет, в котором кроме технической документации на самолет оказались личные документы, принадлежащие Тюфякову Александру Агафоновичу – старшему технику-лейтенанту I ранга.

Тюфяков Александр Агафонович

По найденным документам и письмам вырисовывается личность А.А. Тюфякова – мужественного и опытного воина. Не первый раз, участвуя в боях, он потерял на Курской дуге немало друзей и горел желанием отомстить за них. Об этом говорит найденный в архивных документах рапорт с просьбой командировать его в эскадрилью, действующую на самом опасном направлении. Вот, что он писал в рапорте командованию: «Прошу ходатайствовать об откомандировании в 13 ОРАЭ (особую разведывательную авиационную эскадрилью), так как у меня есть большой опыт и желание летать и непосредственно участвовать в разгроме… Дальше листок оборван. Он был самым старшим в этой тройке - ему исполнилось 33 года (показ фотографии летчика). По-видимому, он основательно готовился к предстоящим боям, знал, что они будут нелегкими. На новый аэродром забрал все необходимое - техническую документацию, запасные части для самолета. Тщательно уложил экземпляры ежедневных армейских газет «Правда» за 24 августа 1943 года, «За честь Родины», датированная 25 августа 1943 года. В них говорилось о большом успехе наших войск - освобождении города Харькова.

Уже после войны в архивах был найден протокол партийного собрания в эскадрилье, состоявшегося вскоре после гибели самолета. Из него видно, что боевые товарищи высоко ценили боевую выучку и моральные качества воинов. Вот, что сказал на собрании заместителей командира эскадрильи ст. лейтенант Кузьма Михайлович Маслов: « Погибшие были храбрыми и бесстрашными, горячо любили свою Родину. Эта потеря вызывает жгучую ненависть к врагу. Поклянемся же беспощадно бить фашистов».

И еще один интересный факт был установлен по архивным документам. Список потерь 50-го полка за 1943 год подписан Георгием Тимофеевичем Береговым, будущим летчиком-космонавтом. В этом списке названы и фамилии членов экипажа. (фотография) Момента подъема самолета на поверхность ждали не только члены поисковой группы, но и более ста человек местных жителей, собравшиеся в этот час на берегу. Медленно натянулся трос. Корпус шевельнулся, дрогнул, отделился от грунта и, круто задрав нос, вышел к поверхности. У женщин на глазах покатились слезы.

Работы по поиску и поднятию со дна самолета ИЛ-2

4 августа 1978 года состоялось торжественное захоронение останков трех членов экипажа. У обелиска павшим героям на безымянную тогда еще мраморную плиту легли цветы.

Цветы… Много цветов. Люди собрались не только из Ракитного, но и приехали из городов родственники летчиков.

Шел дождь. Торжественно и печально звучала музыка, в почетном карауле застыли школьники и солдаты.

Перезахоронение останков членов экипажа в братскую могилу п. Ракитное

Ясный голос леденит сердце: «Помните, через века, помните о тех, кто уже не придет никогда, помните!... Многие плакали, когда опускали в братскую могилу урну с прахом погибших героев.

В результате этой поисковой работы было установлено: 1 сентября 1943 года из перелета не вернулись члены экипажа самолета Ил-2 50-го отдельного разведывательного авиаполка 2-й Воздушной армии: летчик, командир звена лейтенант Бобель Александр Васильевич 1913 г. р.; штурман звена лейтенант Чирков Александр Яковлевич 1922 г.р.; старший техник-лейтенант Тюфяков Александр Агафонович 1910 г.р. В настоящее время материалы экспедиции находятся в Музее Военно-Воздушных Сил России. А восстановленный ко Дню Победы в 1980 году штурмовик Ил-2 установлен как памятник беспримерному подвигу летчиков и авиастроителей во время Великой Отечественной войны на площади Самолетостроителей в г. Воронеже

Отреставрированный самолет ИЛ-2 поднятый со дна пруда в с. Ракитное. Проходная Воронежского авиационного завода.

Видео подъёма штурмовика ИЛ-2 со дна пруда сахарного завода в с. Ракитное доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=bsYPFsdOjwc
Категория: Виртуальные выставки | Просмотров: 611 | Добавил: rkmrakit | Рейтинг: 0.0/0

Как нас найти

Народная экспертиза РПРК Результаты независимой оценки Госуслуги Персональные данные. Дети Управление культуры Белгородской области Афишка 31 КультураРФ Памятные даты военной истории России Добровольцы России Гранты.Культура Белгородское лето Купить билеты по Пушкинской карте

Как нас найти

Народная экспертиза РПРК Результаты независимой оценки Госуслуги Персональные данные. Дети Управление культуры Белгородской области Афишка 31 КультураРФ Памятные даты военной истории России

Как нас найти

Народная экспертиза РПРК Результаты независимой оценки Госуслуги Персональные данные. Дети Управление культуры Белгородской области Афишка 31 КультураРФ Памятные даты военной истории России